Визитки
календари, пригласительные, листовки, наклейки

Поиск




Типографическое оформление стандартного фирменного бланка

типовые фирменные бланки

Втр, 02/14/2012 - 15:22 — MuHyc

Наборщик должен найти такую типографскую форму, которая бы полностью соответствовала стандарту и при этом была гармоничной. Обязательное поле для скоросшивателя с левой стороны естественным образом подталкивает к асимметричному построению. Было бы просто нелепо для достижения симметрии повторять его с правой стороны, где это поле служило бы только для украшения. У фирменного бланка есть свои особенности и не нужно их скрывать! В конце концов, когда слева пробивают два отверстия для скоросшивателя, симметрия все равно нарушается, не говоря уже о том, что, кроме малочисленных снобов, ни один человек не пишет письмо симметрично. К тому же при наборе старых фирменных бланков обычно не принимали во внимание тот факт, что адресат получит письмо уже написанным, подписанным и сложенным. Бланк должен быть единой гармоничной композицией!

Поле для скоросшивателя не надо отделять ни тонкой линией, ни какой-либо другой формой, оно остается белым, и строки шрифта начинаются на его правой границе. На этой же границе, определенной началом нескольких печатных строк, должна начинаться машинопись. Тогда в написанном письме слева получается приятная глазу белая полоса (предполагается, что написанный текст занимает всё предназначенное пространство до правого поля, а не кончается на 2 или 3 см раньше, что было бы совсем неоправданно).

Перфорацию целесообразно делать заранее, как это предлагается в стандартном бланке. Если оформление хорошо продумано, то отверстия могут даже улучшить общий эффект. Желательно при этом начинать печатные строки таким образом, чтобы отверстия располагались точно посередине поля. Обычно в этом случае поле для скоросшивателя должно составлять 25 мм.

Место для названия фирмы и т. д. лучше всего использовать полностью. Пробелы между строками формально уравновешивают черные печатные формы. Поэтому набор не только может, но и должен подходить вплотную к правому полю (лучше всего оставлять пробел в 1 цицеро). Только тогда левое поле будет хорошо заметно. В принципе, отступ сверху тоже не должен быть больше 1 цицеро, но нужно ли начинать так высоко, зависит от размера заголовка и общей композиции листа.

Письмо перед отправкой складывается (если используется стандартный конверт с окошком, то оно складывается асимметрично), поэтому при наборе надо учитывать линии сгиба, то есть печатать верхние группы текста так, чтобы они начинались и заканчивались посередине листа. До и после меток для сгиба нужно избегать других вертикальных членений (см. стандартный бланк «Арбайтсгемайншафт»). Это касается только тех писем, которые вкладываются в конверты с окошком. Для тех, которые посылаются в обычных конвертах, это не обязательно, для них важно учитывать линию сгиба посередине письма. Эта средняя линия очень важна при компоновке текста со сведения ми о предприятии. Печатать эти сведения в несколько длинных строк, как это делалось на старых фирменных бланках, не следует,—это противоречит смыслу стандартизации. Нужно разделить текст на отдельные группы, внутри которых сведения печатаются друг под другом, а не в одну строку.

Если отдельные группы текста построены симметрично, это смотрится и некрасиво, и нечетко. При асимметричном построении бланка это противоречит общей форме. В данном случае наилучшее решение — начинать строки, стоящие друг под другом, по одной вертикали. Во многих случаях эти группы текста можно разбить на две строки: в первой строке общие заголовки («Почтовый адрес отправителя», «Телефон» и т. д.), а под ними во второй строке сами сведения (см. бланк на с. 135). Группы текста можно разделять короткой вертикальной линией, если это необходимо. Обычно между ними ставится пробел в 1 цицеро, другие разделения не нужны.

Основное разделение строится посередине бланка вертикальным пробелом размером в цицеро, который ставится справа или слева (лучше справа) от средней линии листа, примыкая к ней (см. стандартные бланки «Арбайтсгемайншафт» и «Дас Баухаус ин Дессау»). Вертикальная линия сгиба никогда не должна проходить посредине этой пустой полосы шириной в цицеро.

Следующая сложность заключается в том, что нужно четко расположить «окно» —поле для адреса получателя. Можно обозначить четыре вершины окошка уголками Г или точками #, но лучше не использовать эти значки, а отметить границы этого поля косвенным образом. Это получится, если, например, строчку с адресом отправителя вытянуть ДО середины бланка, для чего можно использовать сокращения или логичные вставки (но и следующие группы текста — код, телефон и т. д. также могут печататься на левой половине бланка), и тогда группа «ваше сообщение от такого-то числа» может заканчиваться посередине бланка (см. бланки «Дас Баухаус ин Дессау» и «Арбайтсгемайншафт»), Начало и конец строки с адресом отправителя, а также



начало строчки «ваш исходящий номер» вместе с концом строки «ваше сообщение от такого-то числа» четко устанавливают поле для адреса получателя.

Название места в адресе нужно подчеркнуть для четкости. (Без разрядки! Всегда используйте для выделения прописные буквы без разбивки!) Так адрес получится более четким, и его будет проще печатать на машинке. Начало строк с машинописью должно совпадать с началом печатных строк, тогда общий вид письма будет гармоничным.

Поэтому не рекомендуется обозначать рамкой поле для адреса, так как тогда невозможно будет начинать все строчки с одной линии.

Всегда лучше, особенно для стандартного бланка, минимально использовать дополнительные элементы оформления (линии, точки и т. д.), ограничившись только шрифтом, логотипом и т. п. Фирменный бланк — сложная типографическая форма, добавления только уменьшают его четкость.

Содержание письма, как и адрес, располагается по вертикали, обозначенной началом набранных строк. Машинописный текст выглядит более цельным, если печатается с маленьким интервалом между строями.

Точка — лучшая концевая метка (см. бланк «Арбайтсгемайншафт»). Штрих часто бессознательно воспринимается как подчеркивание, на место которого нужно вставить слово.

Метки для прокола не нужны в следующих случаях:

1. Письмо отправляется в обычном конверте, без окошка. Тогда бланк сгибают напополам в длину, а затем и в ширину. Линия сгиба приходится на середину бланка по высоте (место меток для прокола), и печатные метки не нужны.

2. Бланк проколот заранее, что, к сожалению, пока бывает редко.

Во всех других случаях метки нужно печатать. Наилучшая форма для них —короткий штрих шириной в один пункт.

Метки для сгиба печатаются только при использовании конвертов с окошками. Обычно это тонкая короткая черта. Я считаю, что лучше вместо этого печатать в помеченных местах маленькие (в шесть пун ктов) цифры 1, 2, 3. Так как они стоят на краю набора, никак не защи щены, но должны четко пропечатываться, было бы хорошо иметь для этой цели латунные литеры.

Бланк фирмы «Дойче верке» соответствует стандарту, но настолько плохо продуман, что требует отдельного комментария.

Главный формальный принцип здесь — симметричная композиция. Из-за левого поля для подшивки логотип съехал вправо, что сильно нарушает задуманную симметрию. Блоки текста, которые стоят справа и слева от логотипа, тоже не совсем симметричны, к тому же каждый блок, расположенный под полоской (которая тут совсем неуместна), тоже выровнен по средней оси, что полностью разрушает общую гармонию. Кроме того, пунктирная линия, отделяющая поле для подшивки, совершенно не нужна, две короткие линии слева от слова Kiel тоже не нужны, углы окошка для адреса отмечены по-дилетантски, концевые пометки никуда не годятся. С какой стати строка Dinformat А4 (210 х 297) залезла на поле для подшивки?

Когда на таком скверно набранном бланке написано письмо, он, конечно, выглядит еще хуже. Очень важно при проектировании сразу учитывать, что бланк письма всегда попадает к адресату уже заполненным. Лучше всего вставить в проектируемый бланк пробный текст письма и таким образом оценить общее впечатление, которое он будет производить.

Несмотря на бесчисленные ограничения, вызванные стандартизацией, типограф все-таки может сделать безупречный с художественной точки зрения фирменный бланк. Тот, кто утверждает обратное, не сможет справиться и с другими трудностями. Во всяком случае, фирменные бланки, опубликованные в этой книге, а также многочисленные стандартные бланки, которые проектировались моими студентами на вечерних курсах по типографике и на курсах для немецких печатников, подтверждают, что, несмотря на все ограничения, возможны хорошие, типографически безупречные решения. Трудности стимулируют энергию, необходимую для их преодоления. Кроме того, вполне естественно, что правила оформления стандартных бланков, которые тут приводятся, можно в отдельных случаях нарушать, если они мешают создать гармоничную композицию. С помощью этих правил я лишь хотел помочь преодолеть неуверенность, которая часто возникает при решении новой задачи, какой является проектирование стандартных бланков.

Счета и подтверждения получения заказа тоже можно проектировать в формате ДИН-676. Пример: расчетный формуляр, выполненный Мольцаном.

Так как стандартный бланк оказался очень удобным, многие фирмы стали им пользоваться. Типографии могут помочь распространению стандартов, сообщая о них клиентам. Часто фирмы, особенно маленькие, даже не знают, что стандарты существуют.

Конечно, изготовление стандартного бланка, который должен быть сделан очень точно, стоит дороже, чем изготовление обыкновенного бланка. Но это окупается большей функциональностью стандартного бланка. Можно оставить пробельный материал и пользоваться им для печати следующего бланка, это дает некоторую экономию времени.

Источник: www.bc-kuban.ru
Категория: Фирменные бланки

Похожие статьи: