Визитки
календари, пригласительные, листовки, наклейки

Поиск




Юлианский и григорианский календари отличия

юлианский и григорианский календари отличия

Юлианский календарь

Когда в 49 году до нашей эры к власти в Древнем Риме пришел Гай Юлий Цезарь, календарь, действовавший в этой огромной империи, был чрезвычайно сложным и запутанным. И новый правитель Рима решил провести календарную реформу.

Юлий Цезарь был человеком ученым и разнообразно талантливым. Государственный деятель и военачальник, он, кроме того, писал книги, в том числе — трактаты по астрономии, и был знаком с разными системами летосчисления. В качестве примера он решил взять египетский солнечный календарь, поэтому для разработки нового римского календаря пригласил из Египта, из города Александрии, группу астрономов во главе с математиком Созигеном.

Спустя некоторое время проект календаря был готов. В его основе — солнечный год, продолжительность которого определена в 365, 25 суток. Но в календарном году не может быть дня длиной в четверть суток, то есть в 6 часов. Поэтому решили, что три года будут составлять 365 дней, а каждый четвертый год — 366 дней. Этот день должен был вставляться между 24 и 25 февраля, и назвали его «дважды шестой до мартовских календ», то есть до начала марта. Его название звучит по латыни как «bissextus», отсюда и пошло слово «високосный».

Было изменено и число дней в месяцах: нечетные месяцы имели 31 день, четные — 30.

Ко времени проведения реформы древнеримский календарь отличался от реальной смены сезонов года на 90 дней, так что день январских календ — 1 января — приходился на 3 октября. Для спасения положения пришлось вставить в календарь три дополнительных месяца, а год назвать «годом конфуза».

Начать счет дней в новом году Цезарь решил с январского новолуния, которое произошло 1 января. С тех пор пошла традиция встречать Новый год именно в эту дату.

Новый календарь содержал указания на каждый день, какие звезды и созвездия будут восходить утром, какие — вечером, так что течение времени было тесно связано с движением звездного неба и Солнца и, соответственно, со сменой сезонов, что важно для сельскохозяйственных работ. Все это помогало избежать путаницы: достаточно было просто посмотреть на небо утром и вечером.

В общем, и Цезарь, и египетские астрономы и математики потрудились на славу. Календарь был принят, и счет времени по нему начат 1 января 45 года до нашей эры.

В благодарность за эту реформу римский сенат переименовал месяц Квинтилис, в котором был рожден Юлий Цезарь, в месяц Юлиус (нынешний июль). А сам календарь стали называть юлианским по родовому имени реформатора, можно сказать — по фамилии, но слова «фамилия» тогда еще не было. Цезарем Гай Юлий назывался по своей должности — диктатор Рима.

И здесь можно было бы поставить точку, если бы эта история не имела печального продолжения. Через год после календарной реформы Юлия Цезаря убили. После его смерти римские жрецы то по недомыслию, то ли злонамеренно снова запутали календарь. Они стали объявлять високосным не каждый четвертый, а каждый третий год. В итоге в период с 44-го по 9 год до нашей эры было объявлено 12 високосных лет вместо 9.

Исправил эту ошибку император Рима Октавиан Август. На протяжении последующих 16 лет високосных годов не было и календарный ритм был восстановлен.

Благодарность римлян своему императору выразил сенат, переименовав месяц Секстилис, бывший месяцем рождения императора, в месяц Августус (нынешний август).

Григорианский календарь

Все христианские



страны до конца XVI века жили по юлианскому календарю, введенному в 46 г. в Риме Гаем Юлием Цезарем. Этот календарь был прост и удобен в обращении, но со временем в нем обнаружился существенный недостаток. Дело в том, что средняя продолжительность года, определенная авторами юлианского календаря, на 11 минут и 14 секунд больше, чем истинная.

Сначала на это никто не обращал внимания, так как для своего времени этот календарь был довольно точен. Но проходили годы, и разница между истинным и календарным временем увеличивалась. За 128 лет она превращалась в сутки, за 1280 лет — в десять дней. Весенние праздники смещались на лето, летние — на осень, а осенние приходилось праздновать зимой.

Пока речь шла о гражданских праздниках, это ни у кого не вызывало тревоги, но когда дело коснулось религии, ситуация обострилась. По традиции многие религиозные праздники было принято отмечать при определенных астрономических показателях. Так, например, христианская Пасха празднуется в первый воскресный день после весеннего равноденствия и следующего за ним полнолуния.

Встал вопрос: как нужно определять дату Пасхи? Ориентируясь на природные ритмы или на календарь?

Католическая церковь неоднократно обсуждала эту проблему на своих соборах, начиная с середины XV века, но на реформу календаря до поры до времени не отваживалась.

В конце XVI века на папском престоле оказался решительный человек. Это был папа римский Григорий XIII. На основе проекта итальянского врача и математика Л. Лилио он провел реформу и ввел новый календарь, получивший название ГРИГОРИАНСКОГО.

В специальном указе (булле) от 24 февраля 1582 г. папа Григорий XIII повелел изъять из календаря того же года десять дней в октябре, с пятого числа по четырнадцатое. Таким образом, после 4 октября наступало сразу 15 октября. Свое решение папа объяснил необходимостью «вернуть равноденствие на издревле назначенное ему место». Имелось в виду, что весеннее равноденствие традиционно наступает при календарной дате 21 марта. За отказ принять новый календарь Григорий XIII пригрозил отлучением от католической церкви.

Чтобы в дальнейшем ошибки не возникали вновь, было решено из каждых последующих 400 лет изымать трое суток. Несмотря на это, григорианский календарь тоже не идеальный, небольшая погрешность в нем есть, но ошибка в 1 сутки накапливается только за 3323 года. А это, согласитесь, изрядный срок. Будем надеяться, что наши потомки, имея на раздумья около трех тысяч лет, смогут придумать календарь более точный, чем григорианский, прежде чем истинный год вновь разойдется с календарным.

Папский указ вызвал в обществе настоящую бурю. Одни горячо поддержали новый календарь, другие наотрез отказались его принять. Католические страны перешли на новое летосчисление сразу. Там, где были сильны позиции протестантов, с реформой повременили. Но к концу XVII века большинство европейских стран перешли на григорианский календарь.

Православная церковь отказалась принять григорианскую реформу и по сей день использует юлианский календарь, хотя в 1583 г. на Константинопольском соборе признала его неточность. Разница между двумя календарями сейчас составляет 13 дней, после 2100 г. она будет равна 14 дням.

Для обозначения разных календарных систем используются понятия «старого» и «нового» стиля. Счет времени по юлианскому календарю принято называть старым стилем летосчисления (ст.ст.), а григорианский — это новый стиль (н.ст.).

В России григорианский календарь был введен декретом Совнаркома РСФСР 24 января 1918 г.

Как думаете, почему православные не охотно переходят на более правильное летоисчисление.

Источник: www.sci-lib.net
Категория: Календари

Похожие статьи: